Небольшой городок Соликамск на севере Прикамья на протяжении нескольких — веков считался главной "солонкой" России — здесь добывали до 70 процентов "пермянки": так называли пермскую соль.
Готовую соль на баржах везли чаще всего в Нижний Новгород на ярмарку. По Чусовой, Каме и Волге примерно через месяц прибывали на ярмарку пермские караваны, где соль разгружали и продавали. Грузчики носили соль в мешках на спине и часто она просыпалась за ворот и на уши, оттого и прозвали пермяков – «соленые уши».
3 декабря в нашем классе Булдакова Вероника Васильевна провела тематическое занятие в рамках проекта "Солёное слово"о видах судов для перевозки соли в рамках тематического блока "Судоходные "соленые" термины".
Лодьи, большие плоскодонные суда строятся в Соликамском уезде, на Каме из грубо-обтесанного соснового, елового и пихтового леса и топорных досок; крепятся нагелями и конопатятся мочалами, а пазы застилаются тонкими дощечками со скобами. Главное и единственное назначение лодей состоит в сплаве соли от Ленвенских и Усольских соляных промыслов, по Каме и Волге, к Нижнему-Новгороду. Поэтому они, по прибытии на место, ломаются на дрова или переделываются на подчалки конных машин. Иногда их нагружают дровами и сплавляют к низовым пристаням, по Волге, до Астрахани, где, употребляются на постройки. Скорость сплава лодей зависит от быстроты течения и от попутных ветров. Для ускорения движения употребляются гребки.
Бархоты строятся в Соликамском уезде, на реке Каме, из соснового, елового и пихтового леса. Устройство их сходно с устройством лодей, с тою только разницею, что бархоты имеют меньшие размеры и заостренные нос и корму. Главное назначение бархотов состоит в сплаве соли от Дедюхинских и Усольских соляных промыслов до Перми и Нижнего - Новгорода; по прибытии на место они продаются на постройки. Для ускорения движения употребляются так же, как и на лодьях, гребки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий